Классическое определение коучинга дал в свое время основатель этого метода Тимоти Голви (гарвардский преподаватель и спортивный тренер): «Коучинг – это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности». Коучинг не учит, а помогает учиться.
Можно ли раскрывать потенциал детей во время воспитания не через «обучение»? Конечно! Даже не можно, а нужно! Именно таким образом развивается личность ребенка, воспитываются ответственность, самоорганизация, осознанность.
Коучинг вовлекает родителей в жизнь ребенка: с помощью определенных техник происходит реальное проявление интереса к мнению ребенка, к его личности, ему оказывается необходимая поддержка и внимание.
Советы, приказы, критика трансформируются в вопросы, игру и качественный диалог на равных, что создает у ребенка ощущение безопасности, он перестанет искать ее вовне. Коучинг эффективен в работе с детьми.
Техники коучинга будут работать с теми вопросами ребенка, с которыми он искренне желает разобраться и найти решение. Именно ребенок, а не его родители. Такие вопросы, как: «Я хочу, чтобы он поступил», «Я хочу, чтобы он слушался», «Он меня игнорирует, я хочу, чтобы он со мной разговаривал», – это вопросы родителей, а не детей, разобраться в которых поможет профессиональный коуч в индивидуальных сессиях с взрослыми.
Самая известная техника в коучинге – TGROW. Ее можно упростить, адаптируя под ребенка. Используется она, когда у ребенка есть:
Ключевое слово во всем этом – «хочет»! Ребенок должен хотеть работать над собой и со своими вопросами, проблемами. «Насильственный» коучинг не работает.
Основная задача коучинга – повысить уровень осознанности у ребенка.
Каждая буква техники TGROW расшифровывается как отдельный шаг (в нашем случае – как отдельный вопрос).
Родители должны задавать вопросы по очереди, обязательно выслушивая ребенка и демонстрируя настоящий интерес к его ответам. Рекомендую также использовать лист бумаги, карандаши, краски, фломастеры. Это помогает детям визуализировать и лучше понимать свои желания, потребности, цели. Кроме того, с помощью бумаги родители могут предложить ребенку (после ответов на предыдущие вопросы) изобразить путь к достижению цели и саму цель.
Т (topic) – тема. Задайте вопрос: «О чем ты хочешь со мной поговорить?» Не используйте в случае, если ребенок сам озвучил ответ до момента заданного вопроса.
G (goal) – цель. Задайте вопросы: «Каким ты видишь результат?», «Как эта ситуация выглядит, в твоем видении, в будущем, уже разрешенной?», «Как ты поймешь, что достиг желаемого? «Как цель выглядит?»
R (reality) – реальность. Задайте вопросы: «Что сейчас с положением дел (расскажи подробнее)?», «В чем именно заключается проблема?», «Как далеко находится желаемая цель?» Предлагаем дорисовать то, что, по мнению ребенка, еще отсутствует на рисунке.
О (obstacles) – препятствия. Задайте вопрос: «Что мешает достичь желаемого?» В данном пункте важно обратить внимание ребенка на то, что препятствия – это нормальные и естественные явления любого пути. Это проверочные тросы любой цели. Нет препятствий – нет цели. Родителям я рекомендую переименовать для ребенка слово «препятствие» в слово «приключение», «интересная задача». Данное сравнение воспринимается уже не как трудность, а как непростая задачка. Используется это в коучинге для формирования проактивного мышления: когда человек осознает препятствия и видит возможности, а не преграды. Это также предлагаем изобразить.
О (options) – варианты. Задайте вопросы: «Какие есть пути преодоления этих препятствий?», «Что у тебя есть для решения этого вопроса?», «Какие есть варианты решений?», «Что может помочь тебе?», «Кто может помочь тебе?» Изображаем на рисунке.
W (way forward) – дальнейшие шаги. Задайте вопросы: «Что именно ты готов сделать для решения этой проблемы?», «Что ты сделаешь для достижения цели?», «Каким будет твой первый шаг?»
Вопросы могут задаваться в любой последовательности. Мастерство применения техник коучинга заключается в том, чтобы задавать вопросы правильно и вовремя.
Правильное использование техник коучинга позволяет работать с детьми различного возраста. Но начинать лучше, когда ребенок уже умеет самостоятельно говорить, точно излагать свои мысли и обладает определенным уровнем осознанности.
Коучинг с ребенком точно не работает, когда у него есть:
Все вышеперечисленные пункты – это зона компетенции психотерапевта. Тут коучинг не навредит, но и пользы будет мало.
Текст: Анастасия Тетерук
Текст gorodw.by
Пост опубликован: Апрель 20, 2023