Главная награда 74-го Каннского международного кинофестиваля «Золотая пальмовая ветвь» была вручена в этом году француженке Жюлии Дюкурно, снявшей боди-хоррор «Титан».
Торжественная церемония закрытия Каннского фестиваля в этом году стала еще одним доказательством того, что жизнь – лучший сценарист. Несмотря на то что 17 июля в главном зале Дворца братьев Люмьер собралось множество талантливых создателей киноисторий со всего мира, мало кто из них мог предположить, что прямо перед ним на сцене разыграется действие, достойное экранизации в духе картин самого Феллини.
Впрочем, сама история проведения одного из престижнейших кинофестивалей в условиях пандемии заслуживает отдельного внимания кинематографистов. За всю историю фестиваль на Лазурном берегу был отменен только один раз – из-за Второй мировой войны, и остановлен один раз в мае 1968 года во время студенческих волнений. Тьерри Фремо, занимающий пост директора фестиваля с 2004 года, признался, что никогда не мог себе представить, что ему самому когда-нибудь придется объявлять об отмене фестиваля. Благо американский режиссер Спайк Ли, который должен был стать председателем жюри в 2020 году, сразу же выразил готовность подстроить свои планы под любые даты и ждать столько, сколько будет нужно.
А ждать всем пришлось больше года. Даты проведения переносились несколько раз, и поэтому до самого последнего момента мало кто мог с уверенностью сказать, что фестиваль все же состоится. Самые большие опасения вызывала вовсе не жара, которая обычно царит на Лазурном берегу в июле, а конечно же, безопасность гостей фестиваля и жителей города. Нужно отдать должное организаторам, которым удалось создать все условия для бесплатного тестирования участников фестиваля каждые 48 часов. Ношение масок было обязательным для посещения всех кинозалов. Билеты на кинопросмотры приобретались на электронном сайте, который хоть и давал периодические сбои, все же в конце концов исполнил свою задачу.
Кроме того, организаторы конкурса столкнулись и с другими проблемами. Ведь за год количество интересных фильмов, представленных для участия в конкурсе, значительно возросло. И хотя не все создатели были готовы отложить на год премьерные показы своих картин, недостатка в конкурсантах не было. Только в основном конкурсе впервые участвовало 24 фильма. Да и много чего было на этом фестивале впервые. Среди членов жюри преобладали женщины, а председателем был темнокожий режиссер. Уже на пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля, Спайк Ли выразил готовность оказывать всяческую поддержку кинематографисткам, в том числе и режиссеркам. Представив в 1986 году именно на Лазурном берегу свою дебютную картину «Ей это нужно позарез», американский кинорежиссер, как никто другой, знает, насколько важно для молодых талантов признание, полученное на престижном кинофестивале.
Спайка Ли во Франции любят, и наверняка потому ему довольно быстро простили неудачное объявление фильма, завоевавшего главную награду – «Золотую пальмовую ветвь». Дело в том, что традиционно главная награда объявляется в самом конце церемонии, после того как градус ожидания доводится до высшей точки. Но в этот раз что-то пошло не так. Когда французская ведущая программы обратилась к Спайку Ли как председателю жюри для объявления победителя первой награды, он, вероятно, из-за трудностей перевода, воспринял ее обращение как просьбу назвать лауреата первой премии. В его представлении первая премия – это главная премия. И вот Спайк Ли, одетый в разноцветный костюм, яркие кроссовки и темно-синюю фуражку с красным околышем, вдруг делает то, чего никто не мог ожидать. Он объявляет название картины, которой жюри присудило «Золотую пальмовую ветвь»: «Титан». Одно маленькое слово, но весь зал ахнул. Многим даже показалось, что это невинный розыгрыш капитана мультяшного корабля. Но нет, все было всерьез.
И только после того, как все присутствующие на сцене в третий раз попытались взять ситуацию под контроль, Шэрон Стоун удалось официально объявить о победе самого противоречивого фильма фестиваля.
Когда французский режиссер Жюлия Дюкурно вместе с исполнителями главных ролей Агатой Руссель и Венсаном Линдон поднялись на сцену за наградой, пришло осознание, какое историческое решение было принято жюри под председательством Спайка Ли. Ведь за всю историю Каннского фестиваля только однажды приз выиграла женщина-режиссер.
Но даже тогда, в 1993 году, Джейн Кэмпион, снявшая фильм «Пианино», разделила эту награду с режиссером китайской картины «Прощай, моя наложница» Чэнь Кайгэ.
И все же было бы неверно рассматривать фильм «Титан» только с гендерной позиции. Этот фильм ждали. И хотя это всего лишь ее вторая полнометражная картина, Жюлия Дюкорно уже успела снискать славу среди ценителей кино и зарекомендовать себя как создательница фильмов, способных не только шокировать, но и притягивать внимание зрителей как магнитом. Ее первый полнометражный фильм ужасов «Сырое», показанный в 2016 году на Каннском фестивале на Неделе критики, был высоко оценен международной организацией кинокритиков и киноведов.
Через пять лет Джулия вновь привезла на Каннский кинофестиваль фильм ужасов, сюжет которого долгое время тщательно скрывался. Зато теперь о нем говорят все, кому довелось досмотреть его до конца.
На премьерном показе около 15 процентов зрителей покинули зал уже через 20 минут просмотра, зато оставшиеся испытали гремучую смесь эмоций: от отвращения и ужаса до восхищения и восторга.
Главная героиня «Титан» – девушка по имени Алексия, у которой с самого детства не складываются отношения с окружающими ее людьми, в том числе с родителями. После того как она попадает в автомобильную аварию, ей вставляют в череп титановую пластину. При этом доктора предупреждают родителей о возможных психических отклонениях, вызванных вынужденным вмешательством в организм дочери. Очень скоро оказывается, что эти отклонения чудовищны. Фактически Алексия растет злобной психопаткой, и ее единственным предметом страсти являются автомобили. Чего только стоит сцена, в которой она исполняет эротический танец на капоте автомобиля во время автошоу для привлечения внимания богатых покупателей. Все попытки мужчин, пытающихся ее соблазнить, она быстро пресекает, хладнокровно убивая их при помощи спицы, которую постоянно носит с собой в виде заколки для волос. Но вот страсти самого автомобиля, приехавшего к ней домой, она противостоять не в силах. В результате этого любовного акта Алексия забеременела, после чего у нее окончательно сносит крышу. Очередное свидание с поклонницей заканчивается целой серией убийств. Девушка, пытаясь скрыться от полиции, решает изменить внешний вид. Алексия представляется пропавшим много лет назад парнем, реконструированные фотографии которого она увидела на вокзале. Она отрезает волосы, перевязывает жгутом грудь и ломает нос об умывальник. Когда в полицейский участок для опознания приезжает Венсан, отец исчезнувшего много лет назад мальчика, становится понятно, что с этого момента жизнь Алексии круто изменится. Дело в том, что Венсан является полной противоположностью ее родного отца, относившегося к ней с постоянным равнодушием и раздражением. Венсан настолько подавлен исчезновением сына, что готов принять его в любом виде. Он ни минуты не сомневается в том, что перед ним тот, кому он может отдать всю свою нерастраченную любовь. Он сразу же забирает «парня» на пожарную станцию, где у него в подчинении находится более десятка молодых ребят и где проходит вся его жизнь.
И это только завязка истории…
По сути, этот фильм является гимном безусловной любви, в котором символизм не только шокирует, но и выжигает в сердцах зрителей при помощи талантливо снятых картин прописные истины. «Титан» – это первоклассный артхаусный фильм ужасов, который уж точно не оставляет никого равнодушным. Этот фильм заключает зрителя в плотные объятия, из которых одни спешат вырваться, а другие с радостью отдаются новым впечатлениям. Он как будто говорит: «Я с тобой. Все будет хорошо. Мы пройдем через все испытания вместе».
Жюлия Дюкурно, которой в ноябре этого года исполнится 38 лет, настаивает на том, что ее картина – это прежде всего история любви.
– Я начала работу над фильмом «Титан» еще во время заключительной фазы обработки своего первого фильма. Когда твои мысли постоянно заняты таким фильмом, как «Сырое», то для того, чтобы не сойти с ума, иногда полезно подумать о чем-нибудь другом. Именно поэтому я стала сочинять историю о любви. Да, идея этого фильма зародилась благодаря тому, что я захотела создать историю о любви абсолютной, не нуждающейся ни в какой оценке того, на кого она направлена. Мне было важно исследовать все, что касается принятия одного человека другим. Я понимаю, что далеко не каждый, услышав слово «титан», представляет себе любовную историю, но для меня это именно так. Именно поэтому мне важно донести до зрителей простую мысль о том, что вопрос о гендерной принадлежности не имеет значения в вопросе определения другого человека, его жизненного пути и принятых им решений. Меня долгое время занимали размышления о роли предвзятости при построении отношений с другими людьми. К примеру, в моем фильме Алексия представляется парнем не потому, что она так захотела. Она это делает по необходимости, для того чтобы скрыться от преследования. В какой-то момент она решает убить «названного» отца, но не делает этого, потому что понимает, что он ей необходим. Она уже нуждается в его принятии. Именно этот момент осознания – поворотный. А все потому, что у нее появляется желание действительно стать потерянным сыном Венсана. И в этом желании заключается весь смысл происходящего на экране. Я хочу, чтобы именно в этот момент зрители поверили в этот дуэт одиноких людей: отца и сына, нашедших друг друга. Ведь теперь у них есть кто-то, кому они могут подарить свою любовь.
Что касается жестокости, показанной на экране, то Агата Руссель заверила, что работа над ролью Алексии не вызвала в ней тревожного синдрома, так как все действия были подробно расписаны заранее и на площадке не оставалось места для импровизации. А все благодаря многочисленным репетициям, которые Жюлия часто проводила по сценариям других картин.
– Дело в том, что у моей героини очень мало слов, и потому мы старались работать над ее эмоциями, используя монологи из других фильмов. Таким образом мы добивались такого эффекта, когда моя героиня могла уже общаться, не используя слова. Это настоящий подарок для актрисы, особенно для начинающей, каковой я являюсь.
Венсан Линдон, у которого, в отличие от Агаты, за плечами огромный актерский опыт, тоже не скрывал своего восхищения перед молодым режиссером, пригласившим его на роль приемного отца:
– Жюлия не только придумала весь фильм в своей голове, она разрабатывала его в течение пяти лет, снимала, монтировала. Она работала не жалея сил. Я благодарен ей за эту роль, которая меня омолодила! Мне 62 года, и в моем возрасте занятия спортом чреваты всевозможными травмами. Поэтому мне приходилось себя постоянно контролировать. Я ненавижу, когда актеры говорят о том, с какими сложностями им пришлось столкнуться в работе над фильмом, как они рисковали. Могу вам сказать, что для меня эта роль не риск, а возможность попробовать что-то совсем другое. Я горжусь тем, что у нас получилось!
А по поводу полемики вокруг различного восприятия этой картины могу сказать, что даже к шоколаду у всех разное отношение. Все фильмы вызывают у разных людей разные эмоции. Этот фильм – прежде всего история любви. Есть люди, которые ненавидят «Вертиго» Хичкока, и есть те, кто этот фильм обожает. Такое отношение заложено в определении искусства. Это то, что вызывает у нас желание спорить, доказывать, вслушиваться, воспринимать. Даже если это все происходит лишь внутри нас самих. Это то, что показывает, что мы живы. Если бы кино представляло собой мир из застывших статуй, где все ответы были уже давно найдены, где мы все во всем согласны друг с другом, то такой мир искусства был бы мертвым. Поэтому я считаю, пусть все бурлит – именно для этого мы снимаем кино. Я в восторге от того, что наше кино вызывает неоднозначную реакцию. Если мы таким образом источаем жизнь, я счастлив!
Текст: Лена Бассе, специально для «Города женщин» из Канн
Текст gorodw.by
Пост опубликован: Декабрь 2, 2022