Wooinfo

Главная / Из одеял шили пальто, из парашютов - белье. Мода в 40-е гг. XX века

Моду принято воспринимать как что-то несерьезное. Однако люди никогда о ней не забывали. Даже во времена войн, когда, казалось бы, должно быть не до моды. Да, она менялась до неузнаваемости, но не исчезала. Почему? Возможно, потому что мода – это не просто «красиво». В моде заключено главное – жажда жизни. Она – лекарство от ран, нанесенных войной. Стилист Ольга Якушева рассказывает о том, какой была мода во время войны.


Во время Первой мировой войны, невзирая на экономические трудности во многих странах Европы, жизнь в тылу шла своим чередом. Женщины привилегированных слоев общества наряжались, а Дома мод продолжали свою работу. Но Вторая мировая изменила все.

Одежда и обувь: кардинальные изменения из-за тотального дефицита

Приметы моды 40-х годов: гео­метрические формы, военная строгость силуэта, темные цвета. Стянутая талия, четко обозначенная под солдатский ремень, короткая юбка, широкие плечи – вот классический образ женщины в те годы. Военные детали широко использовались на гражданской одежде: пояса, пряжки, эполеты, накладные карманы, хлястики, погончики стали нормой.

Одежду можно было получить только по карточкам – ее производство практически прекратилось. Потому женщинам пришлось применить всю свою изобретательность и создавать что-то новое из поношенных вещей, постельного белья, ниток. Так, из мужских фланелевых брюк шили юбки, распускали вязаные джемпера, чтобы связать новую одежду детям. А из одеял получались зимние пальто.

Шелк, нейлон и шерсть были в остром дефиците – из них шили военную форму и делали парашюты. Заменой им стали вискоза и вязаные вручную трикотажные вещи. Обувь зачастую носили на босу ногу. В те времена женщинам было неприлично появляться на людях с голыми ногами, так что отсутствие чулок скрывали: чулочный шов рисовали на ноге.

Кожа была стратегическим материалом, поэтому обувь делали на платформе из пробки и дерева, верх шили из ткани или вязали из ниток. Тогда же впервые стали обтягивать пуговицы тканью – найти необходимое количество одинаковых было невозможно.

А вот недостаток материала для одежды уже никак нельзя было компенсировать, так что в одном платье могло быть несколько цветов и фактур. Но это даже создавало некое разно­образие – в те времена было не до изысков, и одежда была крайне простой и однообразной.

В европейской женской моде 1940-х годов очень популярны элементы тирольско-баварского костюма и карибо-латинские и испанские мотивы. Так, в моде рукава-фонарики, характерные для тирольских и баварских платьев. Многие носили тирольские шляпы, напоминающие охотничьи. Пользовались популярностью маленькие жакеты болеро, миниатюрные шапочки в стиле испанских тореадоров, баскские береты.

Вечерняя мода: тюль – для платья, парашют вражеского летчика – для белья

Чтобы добавить ощущение праздника, на темных платьях и блузах использовали накладные воротнички. Пиком моды было сочетание черного и желтого цветов. Вечерние платья шили из тюля. Не забывали и об аксессуарах: в виде бахромы из ниток, сеточки для волос, искусственных цветов или вышивки ангорской шерстью. Всеобщее любимое украшение женщин 40-х – броши и клипсы.

Особый шик – дефицитные плиссированные, гофрированные или юбки солнце-клеш. А самой большой удачей было, если удавалось раздобыть белье, сшитое из парашюта сбитого вражеского летчика.

С середины 1940-х годов в силуэтах одежды преобладала романтическая женственность. В моде – нарядные блузки и юбки, летние пляжные комбинезоны с брюками клеш, платья из ярких набивных тканей, шифона, крепдешина, креп-жоржета, тафты, гофрированного и гладкого шелка, канауса, маркизета, батиста.

Аксессуары и прически: чтобы скрыть отсутствие макияжа и укладки

Делать прически было некогда и некому. Потому в Западной Европе и Северной Америке популярность приобрел тюрбан – он отлично скрывал все проблемы с волосами. Тюрбан стал настоящим символом военной моды. Его вязали на разный манер из платков, шалей и шарфов – как делали это кубинские работницы с плантаций сахарного тростника.

Широкополые шляпы и вуаль скрывали отсутствие макияжа – косметики во время войны просто не было. Женщины стали отращивать волосы, потому что из длинных волос сделать прическу без посторонней помощи было проще. Завитки из длинных волос, валики и укладки кольцами, выложенные надо лбом, всевозможные косы и пучок, часто покрытый сеткой, – вот модные прически того времени.

Сумки через плечо зародились как раз в то время – раньше их носили в руках. А все потому, что во время войны люди привыкли к военным планшеткам и сумкам для противогаза.

Мода в СССР: здесь не до нее

У советских граждан мысли «модно или не модно» не возникало. Быт был крайне тяжелым и неустроенным. Многие оставшиеся в тылу женщины выполняли тяжелую и грязную работу вместо ушедших на фронт мужчин: рыли окопы, работали в госпиталях, тушили зажигалки на крышах домов. Это наложило отпечаток на внешний облик людей. В женскую жизнь вошли брюки, телогрейки и кирзовые сапоги.

Модели модной одежды, которые предлагали советские журналы, сильно отличались от того, что в реальности можно было купить в магазинах. Швейникам приходилось изо дня в день шить шинели или военные кители.

В СССР альтернативой чулкам стали белые носочки. Девушка в платье с подкладными плечиками или рукавами-фонариками в белых носочках и лодочках на маленьком каблучке или босоножках – свое­образный символ эпохи 40-х.

Мужская одежда в 40-е годы: кепки, широкие штаны и военная форма

Мужская мода отошла не просто на задний план, а оказалась на за­дворках. Многие мужчины носили то, что у них сохранилось с начала войны, или донашивали военную форму. Однако определенные модные тенденции все же были. Во второй половине 1940-х годов в мужской одежде преобладали массивные двубортные пиджаки и широкие брюки, огромные пальто, словно с чужого плеча.

Костюмы

Костюмы состояли из приталенных однобортных пиджачков из камвольных костюмных тканей и брюк широкого покроя, чаще всего с отворотами внизу. Галстуки этого периода – широкие и короткие, обычно из шелка и шелка-полотна. Популярными рисунками на галстуках были горошек и полоска. Примечательно, что у мужских пиджаков и верхней одежды были массивные подкладные плечи.

Верхняя одежда

Большим шиком считались трофейные или оставшиеся с 20–30-х годов кожаные куртки и пальто. Но чаще всего носили куртки на молнии, так называемые «москвички» или «хулиганки», длиной до талии, на широком поясе. На них было два или четыре больших накладных кармана и подобие широкой кокетки спереди, скроенной из другого материала. Популярностью пользовались пальто с потайной застежкой и рукавом реглан.

Повседневная одежда

Распространенный в народе мужской ансамбль тех лет – брюки, заправленные в сапоги, пиджак и кепка. Пиджаки были приталенные, коротковатые, спортивного стиля, с накладными карманами и хлястиком сзади. Повсеместно мужчины носили рубашки с мягкими воротниками, без галстука. А на рубашки и под пиджак часто надевали вязаные жилеты и сви­теры.

Новой моделью 1940 года стали брюки гольф в виде широких панталон длиной до колена из шерстяной ткани. Главным головным убором была кепка. Ее носили рабочие, служащие, уголовники и мелкая шпана.

Война повлияла на все сферы жизни – и не могла не изменить моду. Но несмотря на ужасы, смерть, голод и разруху, люди все равно стремились к красоте. Потому что она возвращает желание жить.

Текст gorodw.by


© Wooinfo